ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ОТРЯДНОГО ВОЖАТОГО ДЕТСКОГО САНАТОРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
1. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
1.1. Отрядный вожатый планирует и организует жизнедеятельность детей и осуществляет их воспитание.
1.2. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания.
1.3. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с детьми коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).
1.4. Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей в Лагере, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.
1.5. Организует выполнение детьми режима дня, оказывает им помощь в организации досуга, вовлекая их в объединения по интересам.
1.6. Организует с учетом возраста детей работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, техники безопасности, участие в общественно полезном труде.
1.7. Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек.
1.8. Оказывает помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности коллектива вверенных ему детей.
1.9. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности детей.
1.10. Отрядный вожатый должен знать: Конституцию; законы и другие подзаконные акты по вопросам прав ребенка и его социальной защиты; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику оздоровительной и воспитательной работы; основы государственной молодежной политики, гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
1.11. Воспитательные функции:
- строит свою работу с детьми, соблюдая законы и традиции Лагеря;
- составляет план работы своего отряда, организует коллективную работу отряда, различные виды творческой и игровой деятельности, обеспечивает участие детей в общелагерных мероприятиях;
- участвует в составлении плана общелагерных мероприятий на смену и реализует этот план совместно с педагогическим коллективом Лагеря;
- обеспечивает выполнение режима дня в соответствии с планом отрядных и общелагерных мероприятий;
- обучает прикладным умениям, приемам самообслуживания и организации здорового образа жизни.
1.12. Организационные функции:
- несет полную юридическую ответственность и выполняет инструкцию « Об обеспечении охраны жизни и здоровья детей”;
- организует размещение детей в корпусе;
- ведет необходимую для работы педагогическую документацию ( дневник вожатого, списки отряда, служебные записки, учет заявлений родителей и пр.);
- организует и контролирует прием пищи в столовой детьми своего отряда;
- организует дежурство отряда по Лагерю;
- следит за санитарным состоянием в помещении и на закрепленной за отрядом территории;
- выполняет правила трудового распорядка.
1.13. Хозяйственные функции:
- обеспечивает сохранность лагерного имущества, находящегося в пользовании отряда;
- получает в установленном порядке материальные ценности (спортивный инвентарь, белье, оборудование и т. д.), необходимые для обеспечения жизнедеятельности отряда и каждого ребенка, и несет ответственность за их сохранность в установленном порядке.
1.14. Спортивно-оздоровительные функции:
- организация и участие всего отряда в ежедневных оздоровительных мероприятиях на воздухе;
- обеспечение участия отряда в общелагерных спортивных соревнованиях.
1.15. Повышение педагогического мастерства:
- принимает участие в совместном обсуждении отрядных и общелагерных дел;
- консультации с психологом;
1.16. Отрядный вожатый имеет право:
- вносить предложения на обсуждение на методическом и педагогическом советах;
- пользоваться правами, установленными для педагогических работников;
- поощрять отличившихся детей за активное участие в проводимых делах;
- применять к детям, не выполняющим требования вожатых, следующие меры дисциплинарного воздействия: проведение разговора один на один с выяснением причин плохого поведения, принятие обязательств; проведение беседы один на один с выяснением причин невыполнения принятых обязательств; беседа у замдиректора по воспитательной работе.
Вожатый, помни!В период подготовки Лагеря к зимнему или летнему сезону ты можешь быть привлечен к хозяйственным работам.
2. УСЛОВИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ВОЖАТОГО
2.1. Рабочее место вожатого. Определяется местом нахождения отряда, местами проведения мероприятий в лагере.
2.2. Состав отряда.
В отряде на четырех вожатых от 45 до 50 человек. Отряды формируются по полам и возрастам.
2.3. Санитарно-гигиенические условия.
Основная деятельность отрядного вожатого должна проходить вне помещений. Световой режим дополняется искусственным освещением поздно вечером летом и особенно в период зимнего оздоровительного сезона. Зимой может быть в помещениях прохладно, вне помещений бывают резкие перепады температуры, особенно осенью и весной.
2.4. Режим труда и отдыха.
2.4.1. Содержание, последовательность трудовых операций вожатого определяется планом работы. Свой ритм вожатый подчиняет выполнению распорядка дня для детей и подростков.
2.4.2. Полный рабочий день у отрядного вожатого длится с 6.00 до 24. 00. Вожатый обязан круглосуточно находиться в отряде. В связи с производственной необходимостью в течение двух недель у вожатого может не быть ни одного выходного дня.
2.5. Психофизиологические особенности труда.
2.5.1. Труд отрядного вожатого связан с большой физической нагрузкой, эмоциональной напряженностью, высокой ответственностью за жизнь и здоровье детей, сложностью и многообразием текущих задач. Общение с детьми эмоционально насыщено для вожатого, иногда стрессогенно.
2.5.2. Вожатый работает в условиях детского шума, громких разговоров, крика, смеха. Замкнутость социокультурной системы дополнительно влияет на психологическое истощение и утомление. Большая физическая и эмоциональная нагрузка в течение дня, недели, смены с недостаточным количеством выходных дней, 5-6-часовым ночным сном истощает организм и ослабляет его защитные реакции на различные заболевания, связанные с переутомлением. Результат – резкое ухудшение работоспособности, немотивированные эмоциональные реакции, неврозы. В итоге – безразличие, пассивность, депрессия.
2.5.3. Первым объектом негативных последствий состояния утомления, как правило, являются дети. Это проявляется в раздражительности, грубости, “командном” стиле воспитательной работы. Утомление снижает творческие возможности вожатого, вызывает у него стремление упростить процесс воспитания, свести его к формальному исполнению.
3. ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ВОЖАТОГО
3.1. Общие требования:
Инструкция по охране труда находится на рабочем месте.
3.2. На рабочем месте строго соблюдать правила внутреннего распорядка.
3.3. О каждом несчастном случае незамедлительно сообщить руководителю учреждения и обеспечить оказание первой доврачебной помощи пострадавшему.
3.4. На рабочем месте должно находиться только исправное оборудование, инструмент, инвентарь.
3.5. Требования инструкции являются обязательными для работающего, невыполнение этих требований должно рассматриваться как нарушение производственной дисциплины.
3.6. Строго выполнять инструкции по санэпидрежиму, охране жизни и здоровья детей, пожарной безопасности.
3.7. Не допускать на свое рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе с детьми.
3.8. ДО НАЧАЛА РАБОТЫ:
3.8.1. Просмотреть план на день.
3.8.2. Проверить состояние помещения, оборудования и инвентаря, включить освещение, проветрить помещение.
3.8.3. Вымыть руки с мылом. Иметь аккуратную форму, одежду.
3.9. ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:
3.9.1. Правильно и регулярно проветривать помещение, не находясь в зоне сквозняков.
3.9.2. На прогулку выводить детей одетыми по сезону.
3.9.3. Не пить холодную воду.
3.9.4. Пользоваться исправной мебелью, пособиями и инвентарем.
3.9.5. Двери открывать и закрывать только за ручку.
3.9.6. Уходя из помещения, гасить свет.
3.9.7. Не пользоваться на отрядном месте электронагревательными приборами, инвентарем и инструментами.
3.9.8. Колющие и режущие инструменты использовать только по назначению и следить за их исправностью.
3.9.9. Все оборудование и мебель должны быть в исправном состоянии и устойчиво закреплены.
3.9.10. Не выполнять работы по переноске тяжестей.
3.9.11. Не выполнять работы на высоте.
3.9.12. Не приступать к другой работе, не свойственной функциональным обязанностям вожатого без инструктажа и без указаний директора или заместителя директора по воспитательной работе.
3.10. ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ:
3.10.1. Привести в порядок рабочее место, помещение.
3.10.2. Закрыть фрамуги на окнах.
3.10.3. Выключить свет, электроприборы из сети.
3.11. Отрядным вожатым категорически запрещается:
3.11.1. Самостоятельно покидать территорию Лагеря без письменного разрешения директора или заместителя директора по воспитательной работе.
3.11.2.Оставлять детей вверенного ему отряда без присмотра.
3.11.3. Применять к детям в качестве меры воздействия наказания физическим трудом, частичным лишением пищи и сладостей, а также лишением купания в море.
3.11.4. Употреблять спиртные напитки и курить на территории детского Лагеря, а также появляться на работе в нетрезвом состоянии.
4. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К РАБОТЕ ВОЖАТЫМ:
4.1.Противопоказания к работе вожатым, выявляемые в ходе педагогической работы:
4.1.1. Отсутствие интереса к детям, неумение понять их состояние и потребности, безразличие.
4.1.2. Незрелость нравственной позиции, некритичность в поведении, преобладание личностных интересов над общественными.
4.1.3. Эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль своих действий, болезненное самолюбие.
4.1.4. Неспособность к сопереживанию, склонность к исполнительской, репродуктивной деятельности.
4.1.5. Низкая культура поведения, внешнего вида, речи.
4.1.6. Низкая работоспособность по медицинским показателям.
4.2. Следует учесть, что те или иные противопоказания могут выявиться (а некоторые сформироваться ) в процессе работы. Наличие 1-2 противопоказаний из общего перечня является решающим для определения профессиональной непригодности.
|